Винилузеры

Винилузеры - это мы!Не для кого ни секрет, что слово «ди-джей» неразрывно связано еще с одним из наиболее употребляемых «клубно-культурных» слов – «винил».

«Эй, чувак, поставь МОЙ компакт-диск!» — и из дыма тянется рука с золотым браслетом, сжимающая заветный CD. И очень многие ди-джеи мечтают ответить да и отвечают на эту наглую фразу зарвавшегося клабера с нескрываемой гордостью: «Извини, но я не играю на дисках!» «А на чем же ты играешь?» — удивленно поднимая брови и заглядывая за ди-джейский стол, в надежде обнаружить там гармонь или на худой конец гитару, спрашивает озадаченный невежда. «На виниле!» — с улыбкой отвечает ди-джей и дотрагивается пальцем до края вращающейся пластинки, притормаживая ее. «Уиииииужжж!» — раздается из колонок и музыка останавливается. Разочарованный знаток музыки пожимает плечами и прячет в карман свой зацарапанный в дешевой автомагнитоле диск с надписью «жажда скорости». И уходит в бар заливать свое горе. А музыка вновь начинает сотрясать танцпол.

Да, винил это торговая марка, это шоу, это свидетельство того, что его владелец тратит приличные деньги на музыку, поступается собственным комфортом ради любителей полуночных плясок – винил очень тяжелая ноша и в прямом и в переносном смысле. 5 пластинок в среднем это уже килограмм. А САМЫЙ МИНИМУМ (что бывает очень редко, и то, как правило, в начале карьеры :-) в сумке 30 пластинок. 6 кило негабаритного груза, очень чувствительного к механическим повреждениям. Стандарт же – специальные ящики и сумки для винила, рассчитанные на сто штук. И этих ящиков, скорее всего два. В общем, вы поняли, что не хватает только грифа от штанги – и можно смело заниматься «жимом лежа». Наиболее удобны для транспортировки сумки с выдвигающейся ручкой и колесиками. Этакий «челночный» вариант. Но по красоте впереди, разумеется ящики, отделанные сверкающими в лучах солнца хромированными уголками и алюминиевыми полосами. Ящики бывают всевозможных цветов и материалов – от прозрачного оргстекла до кислотно-лимонного пластика. Сказать нечего — смотрятся эффектно! Но владелец такого вместилища для своих записей не назовет себя счастливым. Ящики ужасно неудобны в транспортировке. Проверено на себе ;-). Эти двадцать кг. + вес самого ящика при каждом шаге ритмично ударяются в ногу. Как сказал бы тренер по кик-боксингу – «Да это ж мини лоу кик!» ;-) (Low Kick). При плотном гастрольном графике можно попасть и в технический нокаут! Это все шутки, но ящики действительно не очень удобны.

А теперь про то самое, «пресловутое», качество винила. Многие считают, что лучше «аналоговой» записи ничего нет. И самая «аналоговая из аналоговых» это, конечно же, виниловая грампластинка! Раньше я и сам так считал. Пока не стал покупателем этих самых пластинок. Хотя оценить их качество помог сравнительно небольшой но все же опыт создания собственной музыки, и детального анализа композиций всевозможных жанров абсолютно разных исполнителей и годов выпуска. Плюс техническая сторона вопроса – диапазоны воспроизводимых частот, процесс создания композиции, мастеринг, запись. Так вот, отталкиваясь от полученной в результате долгих поисков информации, хочу заявить с полной уверенностью – компакт-диск по всем показателям обгоняет винил!
О-о-о! Я даже услышал, как начал негодовать читатель этих строк и обзывать меня непечатными словами. Но позвольте, я все объясню по порядку!

Начнем с самого момента появления танцевальной электронной музыки. Это начало семидесятых. Бесхитростные звуковые комбинации, ледяная пустота фонограмм, «обезжиренный» саунд. Все это безобразие создавалось на аналоговых синтезаторах. Но эволюция внесла изменения – синтезаторы «оцифровались». То есть звуки стали храниться в их памяти в виде набора единичек и ноликов, и воспроизводиться по хитрым математическим формулам. Но самое главное – звук стал «цифрой»! И по сей день практически вся танцевальная электроника (99,999%) выползает из цифровых дебрей. И только уже потом она записывается на винил. Необходимо учесть, что для компьютера ноль всегда равен нолю, а единица единице. Поэтому максимально точно переброска информации будет осуществлена только с применением компакт-диска. А при записи на винил в процессе участвуют несколько приборов/процессов-посредников, в результате чего появляются пусть даже мизерные, но различия с оригиналом. А в случае неумелого управления процессами качество явно ухудшается.

Давайте теперь рассмотрим саму «аналоговость». Аналоговая запись, как известно, обладает более «гибкими» кривыми графиков звучания. При многократном увеличении рассматриваемых фрагментов «аналог» так и останется гладкой линией, а «цифра» превратится в «кубики», между которыми пустота. На лицо «зубчатость» и резкость цифры и «точная» передача «аналога». Но самое главное далеко не это. Самое главное что эта «война» идет на таком микроскопическом уровне, что простому уху неспециалиста НИКОГДА не разобрать, аналоговый звук или цифровой. Даже специалисты порой бывают бессильны!

К тому же диапазон воспроизводимых частот у CD намного шире, чем у винила. Про трудозатраность и стоимость производства каждого из этих носителей вообще лучше промолчать. И про цены конечного продукта тоже. Выпуск каждого нового винила это событие и как минимум 5 потраченных долларов, если приобретение было сделано в магазине одноименного лейбла, без посредников. Где-то от 12 до 17 долларов, если вы решите воспользоваться услугами английского интернет-магазина juno.co.uk, заказав пластинку в Беларусь. Но если хорошенько поискать, можно найти цены в районе даже 15-20 евро за пластинку! Стандарт заполнения пластинки с максимальным выжимом качества — 2 трека. По одному с каждой стороны на скорости 45 об./мин. Но можно втиснуть и 40 минут – тогда это будет 2 стороны по 20 мин. при скорости 33 об./мин. И снижение качества. Компакт-диск? Всегда пожалуйста в любой точке планеты от 20 центов за штуку! За эти деньги вы получите чуть меньше восьмидесяти минут возможной звукозаписи. (11-12 треков), и — задержите дыхание – несколько часов хорошего MP3 качества (примерно 60-70 треков!) записать которые (да здравствует интернет!-) можете, не выходя из дома!

Качество записи. Может быть отвратительным как на виниле, так и на дисках. Для качественной записи исходников на винил необходимо хорошее оборудование и специалист, соблюдение технологических процессов. В настоящее время не все об этом заботятся. Желание выпустить продукт порой бывает во сто крат выше профессионализма еще на первоначальном этапе создании музыки, не говоря уже о тонкостях выпуска. На винил заливаются «сырые» по мастерингу треки, треки без мастеринга, треки со «съеденной» «высотой» и объемом. На хорошее качество грамзаписи вы можете рассчитывать только в том случае, если хорошо зарекомендовавший себя музыкант выпускает релиз на собственном лейбле (!). Или запись выходит на очень крупном лейбле. Имеют место случаи пересылки треков музыкантом на лейбл через интернет. Догадываетесь, что тогда идет по телефонным проводам? Правильно! Это самое что ни на есть MP3!!! И стоит благодарить бога, если это MP3 в качестве 320 kbps! Может быть и 256. Но это еще не самое страшное. Самое страшное впереди – и пусть содрогнутся в ужасе начинающие продюсеры, размещающие свои треки в каких-нибудь бесплатных файло-обменных порталах. В зависимости от решения хозяина лейбла музыка может быть залита на винил без ведома автора в качестве 160 kbps! Уважаемые молодые музыканты! Будьте бдительны, осторожны и не забывайте регистрировать свою интеллектуальную собственность!

Но не пугайтесь, все эти напасти скорее исключение, чем правило, и если вы написали хит, то вам обязательно предложат подписать контракт, выпустить качественный продукт и получить за него тележку денег!-)

Так может винил круче на клубном звуке? Ничуть не бывало. Начнем с того, что практически нет клубных систем, по звучанию приближенных к первому классу стандарта Hi-Fi, не говоря уже про какой-то там несуществующий «клубный хай-энд». Для получения этого самого «эталонного» звука нужно специально проектировать здание! А мы сталкиваемся, как правило, уже с «озвучкой» готовых помещений, в отдельных случаях для воспроизведения звука и близко не предназначенных. И на этом фоне первая причина проигрыша винила — это «заводка» вертушек, 100% лекарства от которой еще не придумали. Причем эта самая «заводка» никоим образом не зависит от стоимости аппаратов – гремят все, как копеечные вертушки, так и проигрыватели самых высших ценовых категорий. Вибрация от звука мощных стереосистем через пол и всевозможное количество других проводников возвращается на иглу. И тогда в колонках «У-У-У-У-У!!!». Другого выхода как прибрать бас, или уменьшить громкость, нет. И не стопки салфеток, не пакеты с соком, не воздушные подушки и даже всемогущий паралон помочь беде не смогут. А если звук настолько силен, что вибрирует сам воздух? Выход один – какой-то из вышеприведенных параметров нужно уменьшить. При воспроизведении компакт-диска громкость ограничена мощностью усилителей и акустики. У профессиональных ди-джей проигрывателей дисков средней и высшей ценовой категории есть встроенная защита от вибрации, поэтому компакт-диском можно так «прокачать» танцпол, что создастся реальная угроза физическому здоровью, где барабанные перепонки откажут одними из первых…

Плюс ко всему враг винила № 1 – пыль. Утверждают, что в клубах с хорошим кондиционированием воздуха этой проблемы нет. А так, на третьем треке, на игле, откуда ни возьмись, симпатичный пыльный шарик. Даже клок. За вами выбор – его надо либо сдувать и бояться, что прыгнет игла или надеяться на чудо и ждать завершения трека. Диски же в свою очередь при хорошем «антишоке» боятся только «мутных глаз» — оптический считывающий элемент со временем (год — два) засоряющийся парами никотина и глицерина, оседающего после густого «клубного» дыма. Но почистить «глаз» и никакая явная пыль, как винилу, диску не страшна.

Износ. Пластинка регулярно «процарапывается» ди-джей иглой, которая по качеству и воздействию на винил далека от «аудиофильской». 150 проигрываний и трек звучит заметно «хруще». CD при правильном обращении можно воспроизводить неограниченное количество раз.

Уход. Винил как ребенок – периодически его нужно «купать». А почему? А потому что при воспроизведении пластинку активно трогают руками, оставляя на ней отпечатки пальцев. ЖИРНЫЕ отпечатки пальцев, на которые налипает пыль и другая гадость. В этом случае знатоки рекомендуют теплую воду и губку с каким-нибудь пенистым моющим средством.

При СССР был известен радикальный способ очистки грампластинки – ее заливали тонким слоем клея ПВА и после высыхания аккуратно удаляли «инвертированного» близнеца. Пластинка становилась как новая. На диск при загрязнении достаточно дохнуть и протереть фланелевой тряпкой (майкой, но не в коем случае не джинсами! ;-)

И не все пластинки одинаково плоские, в отличие от CD. В зависимости от тех-процессов производства может возникнуть так называемая «волнистость» — это когда край вращающейся грампластинки «подпрыгивает». Этот дефект связан с неправильным охлаждением при изготовлении, и существенно может испортить настроение, когда игла «спрыгивает» назад от таких «веселых горок». Приходится добавлять вес иглы и соответственно нажим на пластинку, увеличивая тем самым износ.

Новизна материала. Дорогие друзья! Практически весь материал, еще до выхода на винил, сам автор «обкатывает» на вечеринках. Кто ж удержится от того, чтобы не посмотреть и проверить, как будут колбаситься клаберы под доделанный им сегодня трек? Плюс артисты активно обмениваются демо-версиями. И грают их до официального релиза. Информация для эстетов: релиз трека на виниле чаще всего проходит в два этапа. Сначала, для изучения потребительского спроса, выходит небольшим тиражом промо-пластинка – она, как правило, с девственно чистым яблоком, где нет ни имен артистов, ни названия трека.

Эту информацию изготовитель шлет в сопроводительной документации, если хочет. Далее спрос изучен, и долгожданная пластинка выходит во всей красе. Вся беда в том, что разница в выходе обоих вариантов одного и того же трека может быть до трех месяцев!

Но, безусловно, одно – сразу официально весь виниловый материал на CD не издают. Частенько бывает даже, что вообще на CD не издают некоторые виниловые релизы. Хотя со временем… Пираты ликвидируют это упущение. А если брать по большому счету, при тотальном прогрессировании MP3 технологий и вездесущего пиратства – то стартуют по новизне и CD и винил одновременно. Ноздря в ноздрю.

Испугались?

Лично я – ничуть. Как покупал свой любимый драм-н-бэйс на пластинках, так и буду покупать!

Ваш хитрый Сусанин – Роман «Dj Ray Aven» Дробышевский.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.