MP3-Вампиры

Нет, дорогой читатель, я не буду набрасываться на простого пользователя, а займусь богемой – запрыгну на загривок цифровому ди-джею, и безжалостно растерзаю несчастного в клочья!

MP3-Вампиры - существуют?!

Как только появились профессиональные CD-проигрыватели с регулируемой скоростью воспроизведения, многие ди-джеи начали криво усмехаться и со злорадством поглядывать на ненавистные чемоданы с винилом. Было ясно, что совсем скоро произойдет что-то нехорошее. И оно произошло. Ди-джеи один за другим стали отворачиваться от винила и поворачиваться к диску. Возможность облегчить свою поклажу показалась им поистине революционной. Винил стал сливаться на диски, а диски аккуратно занимали свои места в небольшой папочке. А ди-джей тихо радовался, потирая руки. Теперь самой тяжелой его ношей стали наушники.

Самая большая вечеринка, при условии, что это не рэйв, длится, как правило, 8 часов. Время звучания диска – почти 80 минут. Итого где-то 7 CD, накидывая по минуте на свод. Но сейчас ди-джей редко играет 8 часов, если он, конечно, не штатный работник обычного клуба. Приглашаемый ди-джей играет 2-3 часа. 2 и 3 диска соответственно.

Хорошо смотрится ди-джей, пришедший с двумя дисками на вечеринку? Многие могут возразить, что это нереально. А я скажу, что реально. Есть ди-джеи, которые настолько хорошо разбираются в музыке, что могут составить свой сэт заранее, уместив все треки на два CD. И порвут танцпол на все 100%. Но два диска это, конечно же, нонсенс. В ди-джейской сумке может легко быть и сто и двести дисков. Но, повторяюсь, для игры можно обойтись и ДВУМЯ CD!

Давайте теперь обратимся к визуальному эффекту.

При сведении всего с двух дисков НИКТО не видит, происходит ли это самое сведение на самом деле, или играющий диск уже заранее смикширован, а ди-джей всего-навсего кривляется, крутя ручки микшерного пульта. Чтобы увидеть, как на самом деле происходит работа, нужно находиться непосредственно возле ди-джея. Но это, я хочу подчеркнуть, всего лишь визуальный эффект, и в большинстве случаев ди-джей сводит по-настоящему.

А вот с MP3 уже настоящая беда. На два диска влезет порядка 120 треков. Этого уже более чем достаточно для двух- и трехчасового сетов. Не вынимая дисков из проигрывателей. Визуальный эффект – все тот же. Верчение ручек без замены дисков.

Далее немного об этической стороне вопроса.

Хотелось бы подчеркнуть, что проблема аудиопиратства в наше время, как никогда, актуальна. Обворованные музыканты не могут заработать на музыке – всему виной КАЖДЫЙ скачавший нелегальный MP3 файл.

Привести доказательства того, что музыка добыта легально и «за все уплочено» ди-джею не под силу. Согласитесь, очень глупо бегать среди танцующих и тыкать им в лицо сертификатом об официальном приобретении играющей в данный момент композиции. И так раз за разом, на протяжении всего сета. Чтобы это попытаться сделать, надо быть как минимум сумасшедшим марафонцем-быстросводом.

Другое дело виниловая грампластинка – сам факт ее появления на всеобщем обозрении говорит о легально приобретенном продукте. И никаких сертификатов не надо. Пластинка в принципе не может быть пиратской.

Конечно же, профессионалы, работающие с цифрой, приобретают музыку законным способом. Но тот самый «визуальный эффект» — доказать, как в ситуации с винилом, что цифра приобретена честно – невозможно!

А теперь перейдем к самому процессу сведения.

И начнем, для наибольшей ясности с винила. Сейчас эталоном клубной аппаратуры для воспроизведения пластинок являются проигрыватели винила «Technics 1210». Эта модель появилась на рынке еще на заре мировой клубной культуры и с тех пор практически не изменилась. Аналоговый питч-контролер, прямой привод (сам алюминиевый диск является вращающейся частью мотора!), S-образный тонарм. (Пишу и впадаю в блаженство :-).

Но все кроется в «питче». Индикации его положения с точными показаниями не существует! Он не цифровой и может быть поставлен, к примеру, на + 1,17. Только это нигде не отображается, как в случае с диском. Поэтому «виниловый» ди-джей, полагаясь на свой слух, имеет возможность синхронизировать скорости треков куда точнее, чем его «цифровой» коллега. Частенько бывает, что точная скорость находится в диапазоне сотых долей. Тогда на аппаратах начального уровня при сведении приходится постоянно или подгонять вперед или подтормаживать «непослушный» трек. С этой «болезнью» попробовали справиться «тысячные» проигрыватели дисков от Pioneer’s. Градация делений регулятора скорости воспроизведения у этих аппаратов по 0,02. А у виниловых вертушек градация 0,01. А может и меньше. Точно измерить этот параметр в аналоговом варианте невозможно. Разница в принципе микроскопическая но, тем не менее, факт есть факт.

Но вот еще один интересный ход разработчиков профессиональных проигрывателей компакт-дисков – в комплекте с деками идут симпатичные «костыли» в виде счетчиков BPM. Поэтому, если человек играет на аппаратах со счетчиком BPM, я НИКОГДА не уверен, что скорость подбирает он сам, а не по «науськиванью» назойливого «помощника».
Фактически с помощью этих счетчиков заиграет любой, кто сможет включить проигрыватель в розетку. Очевидно, что игра на этих самых «аппаратах с BPM» и иже с ними, это далеко не плюс в пользу профессионализма. Другими словами те, кто играет на аппаратах со счетчиками числа ударов в минуту, вполне возможно, не смогут сыграть на CD-проигрывателях без этих счетчиков.

Сейчас давайте разберемся с применением эффектов.

Сторонники цифрового аудио, как правило, по совместительству еще и являются любителями всяких цифровых эффектов. Уважаемые ди-джеи! Хочу заявить во всеуслышание – продюсер играемого Вами трека уже давным-давно все сделал – и эффекты применил, и выжал интересные звучки, построил ритм-секцию, поработал с басом. Вложил в свой трек некую концепцию, наконец. Добавление в готовый трек «чего-то сверху» для меня всегда было делом противоестественным. Это все равно как после выступления умного и уважаемого оратора выйти на сцену и добавить что-то от себя. Или поддакивать и пояснять сказанное во время выступления, что куда ближе рассматриваемой нами ситуации. Я против «кваканья», «бульканья», «уходов в трубу» и всяких других калечащих оригинальный трек звуков.

А если чешутся руки – начните создавать собственную музыку. И они, эти руки, смею вас уверить, очень быстро перестанут чесаться!

Ниже коснемся игры с компьютера.

Самое вопиющее недоразумение в клубной культуре. Ди-джея, играющего с компьютера, частенько, и, на мой взгляд, заслуженно, называют «трактористом». (Прозвище, производное от одноименной программы для сведения аудио треков на дисплее компьютера с помощью «мыши».) «Клик», «клик», «клик» и новый трек пошел! К счастью, компьютер с вышеупомянутой программой в качестве источника звука для проведения именно клубных вечеринок практически не используется. Его место по праву на периферийных поп-дискотеках и разудалых свадьбах.
Другое дело всемирно известный продукт Файнэл Скрэтч (Final Scratch). Он включает в себя две виниловые грампластинки со специальными аудио-метками, блок-коммутатор, и саму программу, работающую на любом персональном компьютере.

Подключается все это добро так: выход из проигрывателя винила к входу блока-комутатора, далее сигнал идет в компьютер, а уже оттуда возвращается выбранным заранее музыкальным треком, проходит через блок-комутатор, входит в микшерный пульт, и уже с микшерного пульта подается ди-джеем на танцпол.

Процесс сведения на ней выглядит следующим образом: в компьютере ди-джей выбирает трек, ставит иглу звукоснимателя на пластинку с аудио-метками, и как только посылается звуковой сигнал через коммутатор, в компьютере стартует трек, приходит на пульт, а потом на танцпол. Тут же выбирается следующий трек и начинается работа по побору скорости. Благодаря аудио-меткам ди-джей может остановить трек, подбирать скорость, скрэтчить, наконец! Все, что он делает со специальной пластинкой, автоматически повторяет программа, в итоге получается абсолютно полное ощущение игры с винила, с той лишь разницей, что пластинок всего две, а треков в компьютере неограниченное количество.

Вот мы и пришли к тому, что венцом цифрового ди-джеинга оказалась правдоподобная эмуляция винилового ди-джеинга. То есть мировое сообщество клубной индустрии, попутешествовав по разным форматам и аппаратным решениям, в итоге пришло, лишь слегка видоизменив «начинку», к общепринятому стандарту работы на старом добром проигрывателе пластинок.

Вы все еще хотите играть с «цифры»?

Тогда мы идем к Вам!

Ваш непримиримый зачинщик Нового Крестового Похода – Роман «Dj Ray Aven» Дробышевский.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.