Мой Drum-n-Bass

Мы часто задаемся вопросом, – так какой же все-таки стиль музыки самый лучший? И каждый человек отвечает на этот вопрос по-разному. И что самое интересное, даже не зная, как ответит любой из них, я скажу, что он прав!

Мой Drum-n-Bass
Почему? — спросите вы меня. А потому что музыку мы выбираем в зависимости от индивидуальных пристрастий, иногда настроения и нередко по совету друзей. Бывает и так, что мы сталкиваемся с каким-то музыкальным направлением совершенно случайно, и оно пленяет нас всерьез и надолго.

Я, при всей своей относительной осведомленности в мире электронной музыки не дерзнул бы поставить по значимости какой-либо из стилей выше остальных. Ведь каждая музыка важна, нужна и востребована. Каждой музыке в жизни человека есть свое время и место. И каждое из музыкальных направлений обладает своей индивидуальной красотой и изяществом, рассмотреть которое порой бывает трудно, но все-таки можно!

Возможно единственный и правильный критерий оценки произведения – это оценка затраченного труда при изготовлении композиции, ведь в некоторых случаях за, казалось бы, простым треком скрывается необъятный айсберг человеко-часов и усилий, приложенных в студиях звукозаписи до того, как творение увидит мир. Хотя и это утверждение может быть спорным – ведь в конечном результате получается музыка, а хорошая она или плохая, качественная или некачественная решают не только профессионалы, критики, но и простой слушатель. Ведь никому в голову не приходит осматривать рабочее место художника и наблюдать его корпение над картиной, прежде чем высказать свое мнение о его работе.

А по поводу разнообразных музыкальных течений можно твердо сказать только одно – в каждом из направлений есть свои шедевры и жемчужины. И нет такого стиля музыки, про который можно сказать – он не интересен и примитивен. В каждом есть концепция, свое мировоззрение, приверженцы и талантливые музыканты.

Теперь перейдем к самой электронной музыке, коей в последнее время развелось бесконечное множество, и от которой полки музыкальных магазинов грозят уже вот-вот обвалиться и отдавить меломанам ноги.

Для краткого, но необходимого, экскурса и лучшей ориентации хочу затронуть самые известные направления танцевальной электроники. Этих китов трое – хаус (house), техно (techno), брейкбит (Breakbeat).

Хотелось бы сразу оговориться касательно последнего из китов. Дословный перевод этого слова – «ломаный бит», но никакого конкретного стиля это слово не обозначает. За брейкбитом скрывается довольно широкий ряд производных, о коих чуть позже.

Основное музыкальное направление трека определяется соотношениями пропорций использованных в нем инструментов, звуков и эффектов. Хочу подчеркнуть, что абсолютно во всех музыкальных направлениях очень строгие правила, четкие границы дозволенного, концепции и даже философия! Новые направления появляются в результате нарушения какого-нибудь или сразу всех канонов жанра. Человеку, который не очень хорошо разбирается в электронике, очень трудно найти разницу между, казалось бы, похожими стилями. А для компетентности нужно изучить(!) весь путь танцевальной электронной музыки от «А» до «Я». И внимательно, аналитически, переслушать вагон записей! Поэтому ниже я выскажусь обо всем как можно компактнее.

Начнем с хауса. Появился он году в 83-84 годах в Америке. Как стиль окончательно сформировался в 85-87 годах. Направления – Chicago House, Garage, Deep House, Acid House, Progressive House, Tech House, Disco House, Bleep & Clonks, Dream House, Hard House, 2 Step, Speed Garage, Tribal House, Hard Dance, Electroclash, Electro House.

Теперь техно. Возникло в 85 году. Сформировалось в 85-87 годах. Направления – Detroit Techno, European Minimal Techno, American Minimal Techno, Koln Minimal Techno, Techno Hardcore, Happy Hardcore, German Tekkno, Tech House, Intelligent Techno, Shranz Techno, Acid Techno, Electro Tech. Но техно не ограничилось только самим собой. Еще оно произвело на свет крылатого птенца, который и до сих пор летает над толпами клубящейся молодежи – трэнс или транс (Trance). Транс, в свою очередь, появился в 92 году. Сформировался в 93-94 годах. Направления – Goa (Psy) Trance, Acid Trance, Progressive Trance, Uplifting Trance, Dance Trance, Full On Trance, Dark Trance.

Ну и брейкбит. Одно из первых самостоятельных музыкальных направлений, целиком построенных на электронном брэйкбите, возникло в 82 году. Тогда и сформировалась сама концепция – никакой прямой бас бочки! Направления – Electro, Hip-Hop, UK Hardcore, Trip Hop, Acid Jazz, Big Beat, Darkcore, Jungle, Artcore, Atmospheric Drum & Bass, Jazz Step, Tech Step, Dark Drum & Bass, IDM, Jump Up, Drill & Bass, Rolling Drum & Bass, Breaks, Liquid Funk, Clown Step, Electro Step, Neuro Funk, Breakcore, Speedcore, raggacore.

Не закружилась голова? А теперь давайте разберемся с терминами «прямой бит» и «ломаный бит».

Прямой бит это когда бас-барабан бьет в размере 4/4 – то есть бам-бам-бам-бам. А вот с ломаным ритмом немного сложнее. Он, по понятным причинам, не придерживается подобного ритмического рисунка. Брэйкбит может выглядеть как угодно – Бам-пауза-бам-бам, или бам-пауза-барабарабам. Возможность расположения звуков бас-бочки в нем несколько шире, чем в «прямобитовых» направлениях. Но не это главное – как известно, трек состоит не только из бита !-). Главное то, что и ломаный ритм и прямой гонят на ОДИНАКОВЫХ синтезаторах и программах для изготовления музыки.

Догадываетесь, к чему я клоню? Правильно! И прямой бит и ломаный создается по формуле 4/4. Делается это для нас, любимых! Для танцующих под самую разную музыку клаберов и для ди-джеев, состыковывающих эту самую музыку в один нескончаемый поток без сучка и задоринки. Только при танцах под прямую бочку люди топают ногами под звук барабана бум-бум-бум-бум, а под ломанную топают одновременно со звуком звук «снэйра» (легкий и звонкий барабан). А звук «снэйра» в ломаном ритме ставится, как правило, вместо второго и четвертого удара бас-барабана в прямом бите. Возьмем для примера хаус трек, который записан на скорости 130 bpm (130 ударов в минуту), и драм-н-бэйс трек со скоростью 170 bpm. В минуте хаус трека бас-бочка прозвучит 130 раз, в драм-н-бэйс треке за минуту вы услышите 85 «снэйров» — ровно половину гипотетических «прямых» ударов от указанной скорости в 170 bpm. То есть, танцуя под хаус, вам придется топнуть за минуту 130 раз, а под драм-н-бэйс при куда большей скорости только 85! Но можно постараться и отколбаситься на все 170!

Так что под ЛЮБОЙ прямой бит и ЛЮБОЙ ломаный ритм можно лихо выбрасывать коленца и пускаться вприсядку по всему танцполу и при этом не только попадать в ритм, но и долгое время держать темп! А ди-джей, в свою очередь, обязан так же лихо и стремительно управляться со звучащими на танцполе треками, смешивая их между собой. Причем разницы, что он будет сводить, нет. Единственное, что может послужить препятствием – это большая разница в значениях BPM таких направлений как драм-н-бэйс и хаус. По той причине, что не хватит диапазона питч-контроллера или будет слишком очевидное увеличение или уменьшение общей скорости BPM звукового потока.

Хорошо ладят между собой брэйкс и хаус, именно благодаря этому первый в последнее время пользуется спросом.

Вот кому жилось всегда весело и просто – это хаусу. С самого момента своего появления он только набирает обороты, и останавливаться не собирается. Хотя если и соберется, у него это вряд ли это получится. Представьте, какой инерцией обладает махина 60% мирового музыкального рынка! Никакие тормоза и бетонные стены не помогут!

Называя такую большую цифру, я знаю, о чем говорю. Причем ситуация эта вполне закономерна. Ведь хаус куда проще для восприятия обычного человека. А вот уже когда из колонок льется нечто не вполне обычное – тогда любой человек будет долго приглядываться и в нерешительности топтаться, прежде чем полюбит всем сердцем это музыкальное нововведение. Так было и с драм-н-бэйсом.

Его селекционировали и вырастили в Англии, и уже потом он окреп настолько, что смог перепрыгнуть океан и обосноваться в США, проникнуть в Европу, Австралию и по всему остальному миру.

Сейчас из ломаных ритмов это самое обширное направление, включающее в себя как минимум с десяток подтечений, спектр которых варьируется от легкого, атмосферичного звучания, до жесткого и умопомрачительного лязга и грохота.

Нет, нет, дорогие читатели, не подумайте, что я чураюсь хауса и других музыкальных направлений! Напротив, мне очень нравится заводной прогрессив хаус конца 90-х, английский басовитый спид гэрэйж, мрачный трайбл хаус начала второго тысячелетия, и, разумеется, куда сейчас без резонирующих на низких частотах современного сухого электроклэша и гудящего электро хауса.

Да и среди моей музыкальной коллекции не только один драм-н-бэйс, а очень много самых разных жанров и стилей. Я не против многообразия!

Но я против тотального доминирования какого-либо из стилей. И я горой буду стоять за альтернативу, которой иногда так не хватает простому любителю электронной музыки. А так получается мировой прогресс уж сильно однобоким – с центром тяжести, смещенным в одну сторону.

Мне иногда говорят о том, что моя музыка у нас не популярна, не востребована. Что приобретенные мной пластинки больше пылятся в углу, чем кружатся на проигрывателях. Что эта «пластмасса» невыгодное вложение денег, и она себя не окупит.

Я же смотрю на это совсем иначе. Окупит — не окупит… — это не правильный подход к искусству. Настоящее искусство лежит вне категории денег. Если бы все подходили к этому вопросу подобным образом, то других специальностей кроме строителей и земледельцев не существовало бы в принципе.

Поэтому мои пластинки, моя, пусть пока не бурная, но все же деятельность это начало пути к возможности появления той самой альтернативы, этого огонька, на который со временем придут другие люди, чтобы, объединившись, мы смогли открыть для широкой аудитории еще одну интересную и богатую грань современной электронной музыки – драм-н-бэйс.

Ваш законспирированный Прометей, Роман «Dj Ray Aven» Дробышевский.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.